Блог директора

Сегодня анализировала итоги двух последних месяцев…ВПЕЧАТЛЯЕТ!!! Как много успевают наши педагоги с детьми помимо учебной деятельности: экскурсии, классные часы, выходы в театры, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Особенно отрадно, что родители становятся нашими постоянными союзниками и незаменимыми помощниками. Они всегда рядом, у нас общие цели: мы хотим, чтоб наши дети выросли не только умными, но и воспитанными. Новая программа развития школы, над созданием которой сейчас трудится целый коллектив единомышленников (администрация, педагоги, родители, старшеклассники), носит название «Школа – территория культуры». В Программе много направлений работы, об одном из них мне хочется вам рассказать сегодня.

 

Наша школьная «территория культуры» невозможна без чтения. Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни. Чтение – непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления его собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов. Мы уверены, что в условиях современного образовательного учреждения может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Почему такое внимание к чтению? Как оно помогает в работе на идею «школы без отстающих»? Читательские стратегии являются программой умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая понимание текста, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения, формируют привычку использовать все основные ее элементы. Стратегии и алгоритмы формируют определенные навыки культуры мышления. Умение «препарировать» текст по разным уровням информации (целевому, прогностическому, концептуальному, фактографическому, формообразующему, оценочному) вырабатывается на основе анализа и синтеза, классификации и систематизации, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения, что способствует развитию более высокого уровня мышления. Формулировка своими словами текстовых суждений развивает речь, оттачивает способность мыслить, делает богаче и разнообразнее формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Стратегии и алгоритмы реализуют программу умственных действий на всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением, пониманием и закреплением информации. Они служат основой запоминания и последующего воспроизведения прочитанного, дают возможность лучше усвоить содержание текста, повышают эффективность чтения, активизируют мышление.

 

Именно поэтому мы культивируем любые формы работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, направленные на развитие интереса к чтению, потребности в чтении, читательского вкуса, читательской культуры и кругозора. Для нас одинаково важны направления, связанные с чтением художественной литературы и освоением стратегий смыслового чтения при работе с учебными текстами. Поэтому в Программе развития появился проект «Чтение в формате 3Д: для дум, для души, для досуга». И снова принципиальной позицией остается вовлечение в этот процесс всех участников образовательных отношений. Предусмотрены такие формы взаимодействия,  как «Клуб читающих мам», проект «Читающая мама – читающая семья», виртуальный читательский дневник школы (учителя, дети, родители), акции «Подари книгу другу» (расскажи о книге, чтобы заинтересовать ею своих друзей), «Читаем вместе» (чтение книг малышам), конкурс читательских дневников, творческие мастерские (изготовление книг во всех техниках), День литературного героя, библиотечные уроки, встречи с писателями, читательский клуб «Открытая книга», читательские переменки, конференция «Я – читатель», литературные игры, День рождения книги, путешествие с литературным героем, конкурсы «Знатоки литературы», «Самый читающий ученик», «Самая читающая семья», викторины «В мире книг» и т.п., конкурс «Любители чтения» (победителями городского этапа которого наша школьная команда является уже пятый год подряд).

 

Мое глубокое убеждение состоит в том, что именно чтение способствует обретению собственного ценностного ряда, а без этого невозможно стать личностью. Я приглашаю присоединиться к замечательному проекту 4 «А» класса (классный руководитель – Яговкина Галина Викторовна), который называется «Клуб читающих мам». Кто смотрит новостную ленту на нашем информационном портале, тот знаком с основными  событиями этого проекта. Спасибо вам, милые мамы и бабушки! Вместе мы делаем  наших детей счастливым!